Моя педагогическая философия
Современный человек живет в постоянно меняющемся мире. Поэтому задачей педагога является, с одной стороны, успешно ориентироваться в этих стремительных изменениях, говорить с детьми «на одном языке», а с другой – вносить в образовательный и воспитательный процесс долю «вечных» ценностей, которые можно назвать константой в социуме.
Максимально эффективного усвоения учениками знаний, а также постулируемых ценностей можно добиться с помощью личного примера и любви к детям – в этом и состоит моя педагогическая философия.
Хороший педагог – это человек, обладающий знаниями не только в области своего предмета, он должен обладать обширным диапазоном знаний, в том числе и тех, которые интересны современным детям, – в этом случае его будут с удовольствием слушать. Хороший воспитатель – это хороший человек. Имея перед глазами живой пример человеческого благородства, честности, справедливости, ребенок не сможет удержаться от подражания.
Современный педагог должен совмещать в себе, казалось бы, противоположные качества. С одной стороны, непреклонность – свойство любого старшего по отношению к младшему, того, кто знает больше и полнее, по отношению к тому, кто пока только набирается знаний. С другой стороны, неотъемлемым качеством современного педагога является гибкость – умение найти индивидуальный подход к каждому учащемуся любого возраста и степени развития, что можно реализовать лишь в условиях атмосферы искренности и понимания. Создать такую атмосферу без любви к детям, искреннего проявления интереса к его личностным качествам, увлечениям, склонностям невозможно.
Таким образом, необходимые виды образовательной деятельности могут быть полноценно реализованы лишь в условиях понимания педагогом ученика и, что немаловажно, наоборот – учеником педагога.
Средством для возникновения этих условий служит личный пример и любовь к детям, что предполагает открытость педагога для учащихся, умение слушать, интерес к проблемам современных детей, желание помочь, постоянное совершенствование себя как в плане личностном, так в плане эрудиции, социальной грамотности.
Выделив условия формирования полноценной личности и средства для возникновения этих условий, необходимо все же назвать общечеловеческие и национальные ценности, которые, на мой взгляд, являются основополагающими для современного человека. Хочется выделить наряду с «вечными» понятиями доброты, справедливости, честности, порядочности, несколько ценностей, весьма важных в современном мире. Это, прежде всего, уважение к окружающему миру. У современного общества ярко выраженная нацеленность на потребление, и это, конечно, отражается на экологии, на отношениях между «отцами» и «детьми». Современному педагогу необходимо воспитывать личность, с уважением относящуюся к другим людям и природе. Необходимой ценностью для современного человека, как мне кажется, является также позитивное отношение к труду, как умственному, так и физическому. Причиной негативного отношения является все то же вырабатываемое современным обществом лжеценность – потребительство. Патриотизм, любовь к Родине и сохранение родного языка и культуры – еще одна немаловажная задача, стоящая перед современным человеком. Мы живем в мире глобализации, переплетения культур, что ведет к утрате неповторимости и самобытности каждой взятой отдельно культуры и языка. Также важнейшей, на мой взгляд, ценностью является семья. В условиях современной действительности, когда институт брака претерпел серьезные изменения, необходимо выработать у подрастающего поколения серьезное, уважительное отношение к семье и браку.
Формирование названных выше ценностей у подрастающего поколения поможет достигнуть установленной цели образовательного процесса: в результате образовательной деятельности в рамках моей педагогической философии выпускником образовательного учреждения должен стать хорошо подготовленный специалист; разносторонне развитый человек, ощущающий себя полноценным, имеющим собственный голос и мнение членом общества; гражданин, любящий свою страну и бережно относящийся к природе; личность, умеющая уважать других, имеющая ряд необходимых для дальнейшего самосовершенствования качеств, таких как искренность, справедливость, доброта, порядочность.
О себе
Мои публикации
Начало (Коломна, 2011)
Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе (Коломна, 2013)
Актуальные проблемы современного языкознания (Коломна, 2013)
Актуальные проблемы преподавания русского языка в условиях перехода на новые образовательные стандарты (Коломна, 2014)
Вестник РУДН (Москва, 2015)
Вестник Тамбовского университета (Тамбов, 2015)
Филологос (Елец, 2015)
Русский язык в школе (Москва, 2015)
Актуальные вопросы современной филологии и журналистики (Воронеж, 2019)
О структуре простого эллиптического предложения (Litera, Москва, 2020) Мои награды